РЕЗУЛЬТАТЫ ГОДА 2015

1.2. Основные конкуренты

Помимо системы магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть» в России действует трубопроводная система Каспийского трубопроводного консорциума (далее – КТК) объемом перекачки 42,8 млн тонн, а также другие системы и подводящие нефтепроводы, принадлежащие компаниям-производителям.

В настоящее время конкуренцию ОАО «АК «Транснефть» в сегменте транспортировки нефти в направлении порта Новороссийск составляет КТК. Услуги по транспортировке, оказываемые КТК, ориентированы на нефть производителей Республики Казахстан и нефть российских грузоотправителей.

При транспортировке нефтепродуктов на экспорт и на региональные рынки России основным конкурентом ОАО «АК «Транснефть» является железнодорожный транспорт. В настоящее время на его долю приходится более 60 % перевозок светлых нефтепродуктов. Доля Компании составляет не более 25 % перевозок светлых нефтепродуктов, производимых на НПЗ Российской Федерации.

При транспортировке нефтепродуктов на внутренний рынок важную роль играют такие преимущества железнодорожного транспорта как большая разветвлённость сети железных дорог по сравнению с системой магистральных нефтепродуктопроводов, способность транспортировки небольших партий нефтепродуктов с полным сохранением качества, возможность относительно быстрой доставки, а также практически неограниченная номенклатура транспортируемых нефтепродуктов с учетом специфики переработки на НПЗ.

Данные преимущества обеспечили железнодорожному транспорту значительную долю перевозок светлых нефтепродуктов (особенно автомобильных бензинов) на внутреннем рынке РФ.

Другим конкурентом ОАО «АК «Транснефть» в перевозках нефтепродуктов на дальние расстояния является водный транспорт. Однако этот вид транспорта создает конкуренцию нефтепродуктопроводам в течение ограниченного срока навигации:
5-6 месяцев в год.

На коротких расстояниях, главным образом, во внутриобластном сообщении конкуренцию ОАО «АК «Транснефть» создает автомобильный транспорт, преимуществом которого является возможность осуществления перевозок нефтепродуктов от «двери» до «двери», в частности, от НПЗ и нефтебаз до локальных потребителей.