РЕЗУЛЬТАТЫ ГОДА 2015

1.5. Инвестиционная программа

При общем выполнении плановых показателей Инвестиционной программы ОАО «АК «Транснефть» исполнение плана финансирования каждого инвестиционного проекта в составе инвестиционной программы имело свои особенности. По ряду проектов фактические объёмы финансирования превысили плановые показатели, что было обусловлено, прежде всего, выполнением работ с опережением контрактных графиков. По другим инвестиционным проектам фактические объёмы финансирования сложились в меньшем объеме по отношению к плановым показателям, что было связано с необходимостью замены подрядных организаций по причине их банкротства, длительными процедурами оформления отвода земельных участков под объекты строительства, в том числе с организацией установления соответствующих сервитутов в судебном порядке, получением экономии по результатам завершения реализации проектов.

Информация об исполнении инвестиционных проектов Инвестиционной программы ОАО «АК «Транснефть» по итогам 2015 года представлена в Приложении № 14.

Трубопроводная система «Заполярье – Пурпе - Самотлор»

Цель проекта - обеспечение приема в систему магистральных нефтепроводов нефти новых месторождений районов Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края: Уренгойской группы месторождений ОАО «Газпром», Сузунского, Тагульского, Русского, Русско - Реченского месторождений ОАО «НК «Роснефть», Мессояхского и Восточно - Мессояхского месторождений (ОАО «НК «Роснефть»,
ОАО «Газпром нефть») Пякяхинского месторождения (ОАО «Лукойл») для дальнейшей поставки на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Российской Федерации, а также на экспорт.

Основание реализации – Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 22.04.2010 № 635-р, в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 28.10.2010 № 1884-р, от 18.11.2011 № 2068-р, от 24.11.2014 №2345-р, предусматривающие строительство нефтепровода, последовательно в два этапа, по мере развития и обустройства новых месторождений.

Первый этап - строительство магистрального нефтепровода «Пурпе - Самотлор» мощностью 25 млн тонн нефти в год и протяженностью 429 км, с расширением двух нефтеперекачивающих станций (НПС) и строительством одной НПС - завершен строительством и введён в эксплуатацию в 2011 году.

Второй этап - строительство магистрального нефтепровода «Заполярье - Пурпе» мощностью 32 млн тонн нефти в год (с возможностью увеличения пропускной способности до 45 млн тонн нефти в год) и протяженностью 485 км, строительство резервных ниток подводных переходов магистрального нефтепровода через р. Пур и р. Таз общей протяженностью 40 км, строительство двух НПС, расширение одной НПС, строительство объектов эксплуатации.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2345-р от 24.11.2014 ввод в эксплуатацию объектов магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе» предусмотрен в 4 квартале 2016 года.

По итогам 2015 года:

  • По первой очереди – в полном объеме завершены работы по строительству нефтепровода (134,4 км), проведены гидравлические испытания, внутритрубная диагностика, смонтирована вдольтрассовая линия электропередач и технологической связи, выполнены пуско-наладочные работы;
  • По второй очереди - в полном объеме завершены работы по сварке 212,2 км трубопровода (в том числе 14 км резервной нитки подводного перехода магистрального нефтепровода через реку Пур), завершены работы по монтажу опор вдольтрассовой ВЛ-10 кВ, проводятся работы по инженерной защите участков магистрального нефтепровода. На НПС №2 завершен монтаж металлоконструкций десяти резервуаров РВСП-20 000 м3, технологических трубопроводов, производится монтаж инженерных сетей, в зданиях и сооружениях нефтеперекачивающей станции выполняются отделочные работы;
  • По третьей очереди – в полном объеме завершены работы по сварке 178,8 км трубопровода (в том числе 26 км резервной нитки подводного перехода магистрального нефтепровода через реку Таз), выполнены гидравлические испытания, проведена внутритрубная диагностика, завершается монтаж опор вдольтрассовой ВЛ-10 кВ. На головной нефтеперекачивающей станции (ГНПС) № 1 завершен монтаж металлоконструкций восьми резервуаров РВСП-20 000 м3, технологических трубопроводов, выполняется монтаж несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений, производятся работы по монтажу инженерных сетей.
Магистральный нефтепровод «Куюмба – Тайшет»

Цель проекта - обеспечение приема в систему магистральных нефтепроводов
ОАО «АК «Транснефть» нефти новых месторождений Красноярского края: Куюмбинского (ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпромнефть») и Юрубчено-Тохомского (ОАО «НК «Роснефть») для дальнейшей поставки на НПЗ Российской Федерации и на экспорт.

Основание реализации - распоряжение Правительства Российской Федерации
от 17.04.2012 № 532-р, в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.01.2016 № 31-р.

Предусмотрено выделение двух этапов:

  • проектирование и строительство нефтепровода (линейная часть протяженностью около 700 км, две НПС) пропускной способностью до 8,6 млн тонн нефти в год с вводом в эксплуатацию в 2016 году;
  • проектирование и строительство объектов нефтепровода (строительство двух НПС) для увеличения пропускной способности до 15 млн тонн нефти в год с вводом в эксплуатацию в 2023 году.

По итогам 2015 года на объектах линейной части в полном объеме завершены сварочно-монтажные работы, гидравлические испытания и внутритрубная диагностика - 700 км (100 %). Производятся работы по строительству вдольтрассовой ВЛ 10 кВ, обустройству узлов запорной арматуры и камер пуска-приема средств очистки и диагностики (КПП СОД).

На площадочных объектах ГНПС №1, НПС №2 выполнен монтаж зданий и сооружений, завершается монтаж технологических трубопроводов и кабельной эстакады, ведутся работы по прокладке кабельной продукции, внутренней отделке зданий и благоустройству территорий.

Трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО)

Цель проекта - обеспечение транспортировки нефти месторождений Восточной Сибири на НПЗ России и на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) через специализированный морской нефтеналивной порт ООО «Транснефть – Порт Козьмино» и в Китайскую Народную Республику (КНР).

Основание реализации - распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 1737-р в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 05.09.2006 № 1246-р, от 27.02.2008 №231-р, Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 № 219, а также Поручения Правительства Российской Федерации по итогам совещания по вопросу «О перспективах развития трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов», состоявшегося 18.02.2014.

Предусмотрено выделение двух этапов:

  • строительство магистрального нефтепровода ВСТО-1 на участке ГНПС «Тайшет» – НПС «Сковородино» мощностью до 30 млн тонн нефти в год и протяженностью 2 694 км со строительством семи НПС, нефтеналивного порта в бухте «Козьмино» - завершен строительством и введен в эксплуатацию в 2009 году;
  • строительство магистрального нефтепровода ВСТО-2 на участке НПС «Сковородино» – СМНП «Козьмино» мощностью 30 млн тонн нефти в год и протяженностью 2 046 км со строительством восьми НПС – завершен строительством и введен в эксплуатацию в 2012 году.

С целью обеспечения увеличения поставок нефти на российские НПЗ и на экспорт осуществлено поэтапное развитие мощности ВСТО-1 до 50 млн тонн в год, предусматривающее строительство пяти новых НПС – объекты введены в эксплуатацию в 2012 году и до 58 млн тонн в год, предусматривающее строительство трех новых НПС – объекты введены в эксплуатацию в 2014 году.

С целью дальнейшего увеличения пропускной способности ВСТО-1 до 80 млн тонн в год, ВСТО-2 до 50 млн тонн в год предусмотрено строительство новых НПС (в том числе в рамках реконструкции магистральных нефтепроводов Западной Сибири, обеспечивающих транспортировку нефти в направлении г. Тайшет), реконструкция существующих НПС, расширение резервуарного парка на 150 тыс. м3.

Разработана проектная документация по четырём НПС (№ 3; № 6, № 9, № 29), выполняются проектные работы по четырём НПС (№7, № 23, № 26, № 32).
На площадках строительства НПС (№ 3, № 6, № 9) ТС ВСТО-1 выполняется устройство временных зданий и сооружений, начаты работы по расчистке и планировке площадок строительства.

На площадке строительства НПС № 29 выполняются работы нулевого цикла.

Проект «ЮГ». 1 этап. Реконструкция магистральных трубопроводов «Тихорецк - Новороссийск»

Цель проекта – обеспечение поставок дизельного топлива на участке «Тихорецк – Новороссийск» на внутренний рынок Краснодарского края в объеме до 1 млн тонн в год и на экспорт в страны Европы через порт Новороссийск в объеме до 5 млн тонн в год.

Основание реализации – Генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 года, утвержденная приказом Минэнерго России от 06.06.2011 № 212, Стратегия ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года, утвержденная Советом директоров ОАО «АК «Транснефть».

Мощность трубопроводов «Тихорецк – Новороссийск» по перекачке дизельного топлива составит до 6 млн тонн в год. Проектом предусматривается соединение существующих лупингов «Тихорецк – Новороссийск – 2» со строительством 90 км линейной части и реконструкция четырех перекачивающих станций.

По итогам 2015 года по площадочным объектам НПС «Нововеличковская», площадка «Грушовая», НПС-4 «Крымская», ПНБ «Тихорецкая» разработана проектная и рабочая документация. В декабре 2015 года по объектам НПС «Нововеличковская» и
ПНБ «Тихорецкая» заключены контракты на выполнение строительно-монтажных работ. По объектам площадки «Грушовая» и НПС-4 «Крымская» осуществляются процедуры закупки.

По объектам линейной части ведутся строительно-монтажные работы: сварено
84 км из 90 км трубопроводов.

Ввод в эксплуатацию предусмотрен в 2017 году.

Проект «ЮГ». 2 этап. Строительство МНПП «Волгоград - Тихорецк»

Цель проекта – обеспечение поставок дизельного топлива трубопроводным транспортом на участке «Волгоград – Тихорецк» до 6 млн тонн в год, в том числе до 1 млн тонн в год на внутренние рынки Волгоградской и Ростовской областей с дальнейшей поставкой на экспорт в страны Европы через порт Новороссийск.

Основание реализации – Генеральная схема развития нефтяной отрасли до
2020 года, утвержденная приказом Минэнерго РФ № 212 от 06.06.2011, Программа стратегического развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года, утвержденная Советом директоров ОАО «АК «Транснефть».

Проектом предусматривается строительство железнодорожной эстакады, двух перекачивающих станций, линейной части протяжённостью 495 км.

По итогам 2015 года по линейной части и перекачивающим станциям магистрального нефтепродуктопровода «Волгоград-Тихорецк» проектная документация разработана, получено положительное заключение государственной экспертизы по сметной части проектной документации. Рабочая документация утверждена
«в производство работ».

По головной перекачивающей станции срок начала строительно-монтажных работ запланирован на 1 квартал 2016 года.

По объектам линейной части строительно-монтажные работы начаты в 2015 году, выполнена сварка 23 км из 495 км трубопровода.

Ввод в эксплуатацию: линейной части с головной перекачивающей станцией – в 2017 году, сливной железнодорожной эстакады – в 2018 году, промежуточной перекачивающей станции – в 2020 году.

Проект «ЮГ». 3 этап

Цель проекта – обеспечение транспортировки дизельного топлива трубопроводным транспортом на участке «Самара – Волгоград» в объеме до 6 млн тонн в год с расширением участка от Волгограда до Новороссийска до 11 млн тонн в год для поставки на внутренний рынок Российской Федерации и на экспорт через порт Новороссийск.

Основание реализации – Генеральная схема развития нефтяной отрасли Российской Федерации до 2020 года, утвержденная приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 06.06.2011 № 212.

Проектом предусматривается строительство линейной части протяжённостью
726 км, шести перекачивающих станций, реконструкция существующих перекачивающих станций.

В 2015 году начато выполнение инженерных изысканий.

Планируемый срок начала строительно-монтажных работ – 2018 год.

Завершение проекта запланировано на 2020 год.

Развитие системы магистральных трубопроводов для увеличения поставок нефтепродуктов в порт Приморск до 15 и 25 млн тонн в год. (Проект «Север»)

Цель 1 этапа – увеличение экспорта дизельного топлива с 8,5 млн тонн до 15 млн тонн в год в направлении порта Приморск с 2017 года.

Основание реализации – Генеральная схема развития нефтяной отрасли до
2020 года, утвержденная приказом Минэнерго РФ от 06.06.2011 № 212, Стратегия ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года, утвержденная Советом директоров ОАО «АК «Транснефть».

В рамках проекта предусматривается строительство новых нефтепродуктопроводов общей протяженностью 15 км, строительство четырёх перекачивающих станций, реконструкция двадцати существующих перекачивающих станций.

По итогам 2015 года введены в эксплуатацию пять объектов: реконструкция четырех перекачивающих станций, строительство 15 км лупинга. Выполнен перевод участков магистральных нефтепроводов «Ярославль - Кириши-2» и «Кириши - Приморск» для перекачки дизельного топлива (280 км). Завершены работы по переводу двух резервуаров РВСП-50 000 м3 под хранение дизельного топлива.

Выполняются работы по:

  • строительству четырех перекачивающих станций;
  • реконструкции четырех перекачивающих станций, объектов системы связи;
  • переводу 525 км нефтепровода «Ярославль - Кириши-2» для перекачки дизельного топлива.

Ввод в эксплуатацию предусмотрен в 2016 году.

Цель 2 этапа – увеличение экспорта дизельного топлива с 15 млн тонн до 25 млн тонн в год в направлении порта Приморск с 2019 года.

Основание реализации – Энергетическая стратегия России на период до
2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 13.11.2009 №1715-р.

В рамках проекта предусматривается строительство новых нефтепродуктопроводов общей протяженностью 138 км, строительство трёх перекачивающих станций, реконструкция одиннадцати существующих перекачивающих станций, строительство двух резервуаров общим объемом 10 тыс. м3, реконструкция десяти резервуаров общим объемом 150 тыс. м3.

В 2015 году по объектам 2 этапа выполнялись проектно-изыскательские работы, по объектам с завершенными этапами проектирования выполнен ввод в эксплуатацию построенного участка трубопровода протяженностью 67 км и установки ввода противотурбулентной присадки, выполнялась очистка трубопровода протяженностью
258 км.

Ввод в эксплуатацию предусмотрен в 2018 году.

Реконструкция системы магистральных трубопроводов для увеличения объемов транспортировки нефтепродуктов в Московский регион

Цель проекта – увеличение объемов транспортировки светлых нефтепродуктов (автобензин, дизельное топливо, авиакеросин) для потребителей Московского региона.

Реализация проекта позволит:

  • диверсифицировать поставки трубопроводным транспортом нефтепродуктов на московский рынок с нефтеперерабатывающих заводов Центрального, Южного и Приволжского федеральных округов;
  • разгрузить Московский транспортный узел (железнодорожные пути и автодороги).

Основание реализации – Генеральная схема развития нефтяной отрасли Российской Федерации до 2020 года, утвержденная 06.06.2011 приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 212; Стратегия ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года, утвержденная Советом директоров ОАО «АК «Транснефть» 02.02.2012 (протокол № 2).

Проектом предусматривается строительство линейной части, протяженностью около 77 км, строительство одной перекачивающей станции, реконструкция семи перекачивающих станций, строительство резервуаров общей емкостью 330 тыс. м3, строительство сливной железнодорожной эстакады.

В 2015 году по объектам реконструкции перекачивающих станций выполнялись проектно-изыскательские работы.

Выполняется строительство десяти новых резервуаров общей емкостью
60 тыс. м3, по объекту строительства линейной части выполнена сварка 12 км из 77 км трубопровода.

Ввод в эксплуатацию предусмотрен поэтапно, с завершением полного комплекса работ в 2018 году.

Направления участия ОАО «АК «Транснефть» в международных проектах развития трубопроводного транспорта Каспийский трубопроводный консорциум (КТК)

ОАО «АК «Транснефть» является доверительным управляющим находящихся в федеральной собственности 31 % акций ЗАО «КТК-Р» и АО «КТК-К».

Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз-Новороссийск, соединившего нефтяные месторождения Западного Казахстана с морским терминалом в Новороссийске, составляет 1 511 км.

Расчетная пропускная способность системы КТК, предусмотренная проектом первоначального строительства, составляла 28,2 млн тонн нефти в год.

15 декабря 2010 года органами управления КТК принято окончательное решение об инвестициях по проекту увеличения пропускной способности нефтепровода «Тенгиз-Новороссийск» и подписан договор «О внесении изменений и дополнений в договор акционеров от 1996 года».

Мощность нефтепровода будет увеличена до 67 млн тонн нефти в год (с использованием антифрикционных присадок – до 76 млн тонн нефти в год). Бюджет проекта расширения определен в размере 5,6 млрд долл. США. В соответствии с графиком работ срок завершения Проекта расширения КТК определен 31 декабря 2016 года.

В 2015 году по системе КТК было перекачано 42,7 млн тонн нефти, из которых 37,9 млн тонн – нефть казахстанских грузоотправителей и 4,8 млн тонн – нефть российских грузоотправителей. В общей сложности объем отгруженной за 2015 год на Морском терминале КТК нефти превысил показатель 2014 года на 7 % или 2,8 млн тонн.

С учетом достаточности средств для финансирования реализации Проекта расширения Каспийского трубопроводного консорциума с 9.04.2015 КТК приступил к погашению задолженности перед акционерами. В 2015 году акционерам выплачено 1 500 млн долл. США, из которых в пользу Российской Федерации выплачено 327 млн долл. США.

Нефтепровод «Бургас – Александруполис»

В 2015 году Компания продолжила реализацию мероприятий по сохранению международной проектной компании «Транс-Балкан Пайплайн Б.В.» в качестве юридического лица – правообладателя технико-экономического обоснования проекта.

 

1 Решение Совета директоров Компании (протокол № 26 от 28.10.2015) по корректировке Долгосрочной программы развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года.